[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » СПбГЭТУ (ЛЭТИ) » История » Семинары » Тема 2. Древнерусское государство (IX-XIII ВВ.)
Тема 2. Древнерусское государство (IX-XIII ВВ.)
ImaginationДата: Вторник, 22.11.2016, 11:36 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 156
Репутация: 2
Статус: Offline
Возникновение государственности у восточных славян Праславяне  предки славян, принадлежали к индоевропейской языковой группе. Впервые упоминались под именем венедов. В V-VII вв. праславяне расселились взападном, юго-запад­ном и восточном направлениях, сформировав три ветви славян: западные, южные и восточные (анты). Расселение восточнославянских племен описано в общерусском летописном своде «Повесть временных лет», составленном монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (XII в.). Постепенно у них сложились союзы племён:поляне, древлянеильменские славянедреговичивятичикривичи,полочане,северяне, радимичи,волыняне, уличи и др.
Основные занятия:
  • Земледелие (подсечно-огневая система в лесах и залежная в степях, позже пашенная) и скотоводство.
  • Промыслыохота, рыболовствобортничество(сбор меда диких пчел).
  • Торговля – особенно внешняя с Византией и странами Востока (путь «из варяг в греки»), которая способствовала возникновению городов и расцвету ремесел.

Социальные отношения: В VI-VII вв. у восточных славян идет процесс разложения общинно-родового строя – возникает имущественное неравенство, зарождается частная собственность, родовую сменяет соседская община(вервь). Управление осуществляется на принципах военной демократии: важнейший орган управления – народное собрание (вече), но необ­ходимость отпора внешним врагам и многочисленные военные походы приводят к укреплению власти князя и выделению дружины (в т.ч. боярства - старших (ближних) дружинников и советников князя),усиливается власть старейшин.
Религия: язычество. Обожествляли силы природы. Наиболее почитаемы: Род и роженицы - божества плодородия; Ярило и Купала - боги весны и лета; Дажьбог - бог Солнца; Стрибог - бог ветра; Перун- бог грома имолнии, покровитель войны и дружины; Сварог - бог неба, покровитель ремесленников; Велес - бог скота,покровитель скотоводов; Мокошь- богиня женского рукоделия. В капищах помещались идолы и совершались жертвоприношения. Вывод: в VI - середине IX вв. у восточных славян сложились предпосылки для возникно­вения Древнерусского государства. В XVIII в. появились 2 основные теории, объясняющие возникновение Киевской Руси.
  • Норманнская теория (немецкиеученые Байер, Миллер, Шлёцер): появление  Древнерусского государ­ства - результат вмешательства извне (призвание в 862 г. варяга Рюрика (862-879) с дружиной).
  • Антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев):отрицает сам факт призвания, достоверность легенды; возникновение государственности началось до прихода варягов в результате естественного развитиявосточных славян (славянские князья - Кий, Щек, Хорив и Лыбедь).

Киевская Русь при первых князьях →  Олег (879-912) - преемник Рюрика (вероятно, его родственник):
  • 882 г. - образование государства Киевская Русь; в результате похода из Новгорода на Киев и убийства Аскольда и Дира, занял киевский престол. Объединение Олегом Новгорода и Киева считается началом формирования Древнерусского  государства;
  • подчинил окрестные племена (древляне, северяне, радимичи) и обложил их данью (полюдье);
  • укрепил границы с кочевниками (хазары);
  • 907 г. в результате похода на Царьград (Константинополь) был заключен выгодный договор с Византией, давший Руси большую дань и право беспошлинной торговли;
  • 911 г. - первый письменный договор Киевской Руси с Визан­тией,расширивший договор 907 г.
→  Игорь (912-945) - сын Рюрика (преемник Олега):
  • подчинил племена уличей и тиверцев;
  • 941 г. и 944 г - походы на Византию, заключение нового договора (менее выгодный, чем договор Олега);
  • 945 г. Игорь убит древлянами при попытке повторно собрать с них дань.
→  Ольга (945-964) - жена Игоря,мать Святослава:
  • отомстив древлянам за убийство мужа, упорядочила сбор дани –заменила полюдье повозом: установила места сбора дани - погосты и её размеры - уроки;
  • для улуч­шения отношений с Византией предприняла визит в Константинополь и приняла личное крещение.
 Святослав (964-972) - сын Игоря и Ольги: 
  • совершил походы против Дунайской Болгарии (967) и Византии (970-971);
  • разгромил Хазарский каганат;
  • подчинил племена вятичей;
  • возвращаясь в Киев после похода на Византию (972), Святослав был убит печенегами.

Владимир Святославович и принятие христианства на Руси. Владимир (980-1015) - в 980 г. разбил своего брата Ярополка и захватил власть в Киеве. Значительно расширил территорию и укрепил обороноспособность Руси:
  • воевал с поляками, за Червенскую Русь (ныне -Западная Украина);
  • покорил ятвягов и радимичей;
В историю вошел не только как Владимир Красное Солнышко, но и как Владимир Святой. В 988 г. для дальнейшего политического объединения русских земель и укрепления власти провел религиозную реформу.Выбор был сделан в пользу христианства византий­ского (православного)образца. Во время похода на византийскую крепость Корсунь (Херсонес),Владимир крестился сам, а после возвращения в Киев крестил горожан. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Значение принятия христианства: 
  • усиление контактов с Европой, укрепление международного положения Руси;
  • укрепление княжеской власти;
  • сплочение восточнославянских племен в единую древнерус­скую народность;
  • распространение письменности, расцвет различных видов искусства.

Княжение Ярослава Мудрого
Правление Ярослава (1019-1054), прозванного Мудрым, стало временем расцвета Киевской Руси. 
  • окончательная победа над печенегами (1036);
  • походы на север: основание Юрьева (в Прибалтике) и Ярославля;
  • поддерживал развитие русской церкви, русской культуры;
  • начал создавать «Русскую Правду» - первый древнерусский письменный свод законов (XI-XII вв.). В ней впервые кровная месть была заменена вирой (денежный штраф). Также отражено устройство древнерусского общества:
  • привилегированный класс феодалов - киевскиеи местные (племенные) князья, бояре, дружина князя. Уже появились вотчины - наследственные земельные владения, в которых работали зависимые земледельцы;
  • свободные общинники (люди), имевшие право участия в вече- большинство населения Киевской Руси;
  • смерды - земледельцы-общинники, зависимые непосредственно от князя;
  • за­висимое население: закупы (отработав долг (купу), они становились свободными), рядовичи (заключившие договор (ряд)и работавшие на господина на определенных условиях).
  • холопы (патриархальные рабы) и челядь (рабы-чужеземцы,захваченные в результате походов).
В 1097 г. съезд князей в Любече закрепил отказ от «очередного порядка» («лествичное право») наследования и стал началом перехода к политической раздробленности.  Последние попытки сохранить единство Киевской Руси предприняли Владимир Мономах (1113-1125) иего сын Мстислав Великий(1125-1132).
Культура Киевской Руси:
  • Фольклор: обрядовая поэзия, былины, предания, пословицы, поговорки, загадки, сказки.
  • Письменная литература: жития святых (первое - «Сказание о Борисе и Глебе»), поучения («Поучение детям»Владимира Мономаха), летописание(древнейшая «Повесть временных лет» (1113), составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором).
  • Архитектура: традиции деревянного зодчества,распространяется крестово-купольного типа храма. Первые каменные постройки – Десятинная церковь и Софийские соборы в Киеве и Новгороде.
  • Живопись: фреска,мозаика, иконопись (Владимирская богоматерь), книжная миниатюра.
 
Форум » СПбГЭТУ (ЛЭТИ) » История » Семинары » Тема 2. Древнерусское государство (IX-XIII ВВ.)
Страница 1 из 11
Поиск: